EasyKnow

Скрытые смыслы произведений русской литературы

Привет, на связи Макс! Твой виртуальный приятель, который поможет разобраться в сложных школьных вопросах.
Сколько времени тебе потребуется для того, чтобы прочитать «Анну Каренину»? Наверное, ты думаешь, что книги в школьной программе созданы для того, чтобы поставить тебе “2”. В этой статье ты найдешь несколько кратких содержаний и получишь свою «5», либо узнаешь, почему литература–не нудятина и что такое скрытый смысл.
Зачем скрывать смысл в книгах?
Твой друг любит читать книги, а ты нет. Ты считаешь, что вместо долгого чтения можно посмотреть фильм, ведь это быстрее и интереснее. Но я уверен, что ты просто не нашел свою книгу или неправильно их читаешь. Я люблю литературу и помогу тебе в ней разобраться.
Частая ошибка при чтении–обращать внимание только на сюжет. Так можно пропустить много интересного, а иногда, и самую суть.
Помимо основного сюжета, автор вкладывает в произведение скрытый смысл– то, о чем он не мог говорить прямо. Давай на нескольких примерах разберем, что могут скрывать авторы.
«Му-му» (И.С Тургенев). Рассказ, над которым ты плакал.
Вспомни персонажей:
Дворник Герасим — глухонемой крепостной, работает на пожилую барыню: трудолюбивый, высокий, крепкий мужчина.
Барыня — вдова, “человек настроения”; порой на нее находит “веселый час”, она смеется и шутит со своими рабочими, а после веселье сменяется руганью. Крепостные боятся свою суровую, капризную хозяйку.
Татьяна — прачка, молодая, скромная девушка, возлюбленная Герасима.
Гаврила Андреич — дворецкий.
Капитон Климов — башмачник, страшный пьяница.
Му-му — маленькая собачка Герасима.
Понятный пересказ для тех, кто подзабыл сюжет:
Барыня привезла Герасима к себе в имение из маленькой деревушки, где он жил отдельно от братьев. Крепкий богатырь привык к тяжелому труду и в имении хозяйки с работой быстро справлялся. Из-за крупного телосложения и сурового вида остальные крепостные побаивались мужчину. В том числе и Татьяна, за которой Герасим пытался ухаживать: то пряничного петушка подарит, то красную ленту, то пыль перед ней метлой расчистит. Татьяна к влюбленности Герасима относилась равнодушно, а остальные крепостные над девушкой и вовсе смеялись.
Слухи о чувствах глухонемого дворника дошли до хозяйки, но барыню это не интересовало. Татьяну она решила выдать замуж за пьяницу Капитона Климова, пьющего “исключительно из горя”, чтобы тот перестал пить. После свадьбы пить Капитон так и не перестал, и хозяйка приняла решение выслать его с молодой женой в дальнюю деревню. На прощание Герасим дарит Татьяне красный платок и решает проводить ее до заставы, но останавливается на Крымском броду.
Проходя мимо реки, Герасим замечает тонущего щенка, белого с черными пятнами. Мужчина спасает щенка и забирает его к себе. Благодаря заботе Герасима, маленький щенок превращается в красивую собаку по кличке Му-Му (простой для глухонемого звук), к которой привязывается не только ее хозяин, но и остальные рабочие.
Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.”
“ Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, всё ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал — немые знают, что мычанье их обращает на себя внимание других, — он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти... “
Вскоре питомца замечает барыня и велит принести собаку к себе. Му-Му, не входившая ранее в барский дом, пугается и скалится на хозяйку, что вызывает у старухи недовольство. На следующее утро барыня, невзлюбившая Му-Му, жалуется Гавриле на собачий лай, мешавший ей спать, и велит избавиться от собаки. Дворецкий решает продать Му-Му на рынке, но та возвращается к Герасиму. Дворник быстро понимает, в чем дело, но избавляться от любимицы не хочет. Вместо этого он решает запирать ее днем и выпускать по ночам.
В одну из ночей, когда барыня засыпала после ужина, а Герасим гулял с собакой по двору, Му-Му облаяла пьяницу, лежащего за забором. Лай разбудил хозяйку, и та велела убить собаку Гавриле, но за ужасное дело взялся сам дворник.
На следующий день Герасим причесал Му-Му, накормил ее тарелкой щей и отправился к Крымскому броду. Там он на лодке отплыл на подходящее расстояние, обвязал вокруг шеи Му-Му веревку с кирпичом, попрощался с ней и бросил в воду. После этого Герасим вернулся в родную деревню, где не общался с женщинами и не заводил собак.
“Герасим ничего не слыхал, ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды; для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас”
Скрытый смысл:
Что же это за рассказ такой? Человек нашел щенка в реке, спас, вырастил, а потом утопил по приказу безумной старухи в этой же реке. Но рассказ не совсем о бедной собачке.
Представь Россию во времена крепостного права: работа на хозяина, уехать никуда нельзя, даже если не нравится. Герасим в «Му-Му» - это каждый крепостной, а барыня - крепостной строй.
Барыня не просто руководит своими рабочими, а распоряжается их жизнями: забирает Герасима к себе без его согласия; женит Татьяну на Капитоне, зная о чувствах дворника; отдает приказ избавиться от единственного любимого существа Герасима - собаки Му-Му. Крепостные для барыни не люди, а вещи.
А что насчет Герасима? Почему он утопил собаку, а не вернулся вместе с ней к себе в деревню? Ослушаться приказа утопить собаку дворник не мог из-за чувства долга и верности хозяйке. Так выглядела позиция всего народа в те времена - покорность и молчаливость. У людей не было голоса, так же, как и у глухонемого Герасима. Через бездушные приказы барыни автор показал жестокость всего крепостничества и как оно ломает людей.
Интересный факт: образ барыни написан с матери писателя
Вопрос от Макса: если Герасим — каждый крепостной, а барыня — крепостной строй, то как ты думаешь, что может олицетворять собака Му-Му?
Анна Каренина” (Л.Н.Толстой)
Ничего не понятно, но очень интересно.
Вспомни персонажей:
Анна Каренина — светская дама, супруга Алексея Каренина.
Алексей Каренин — чиновник, супруг Анны.
Алексей Вронский — молодой офицер и граф, завидный жених.
Степан Облонский (Стива) — брат Анны, друг Константина.
Дарья Облонская (Долли) — супруга Стивы.
Константин Левин — помещик, супруг Китти.
Екатерина Щербаская (Китти) — сестра Долли, супруга Константина.
Николай Левин — брат Константина.
Понятный пересказ для тех, кто подзабыл сюжет:
Начало романа разворачивается в доме Облонских, где царит напряженная атмосфера. Стива изменяет жене с гувернанткой, что становится причиной ссоры между супругами. Долли разбита, она планирует уехать, но передумывает: куда она поедет с детьми? Стива ждет приезда Анны, надеясь помириться через нее с женой, и уезжает обедать с Константином Левиным. Константин приехал в город просить руки Китти, в которую давно влюблен.
По пути к брату, в поезде, Анна знакомится с графиней Вронской, которая едет в гости к сыну, Алексею. На вокзале главная героиня встречает Алексея впервые. Молодой офицер сразу заинтересовывается Анной Аркадьевной.
Анна уговаривает Долли простить мужа и вместе с Облонскими отправляется на бал. На балу Китти проводит время с Вронским, предпочитая его Левину. Девушка влюблена в молодого графа и не подозревает о его несерьезном отношении к ней. Вронский уделяет внимание Анне, между ними возникает симпатия. Левин после отказа Китти возвращается к себе в деревню и погружается в работу, таким образом он старается избавиться от стыда.
Анна возвращается домой и понимает, что прежняя жизнь не приносит ей удовольствия. Мужа она никогда не любила, а единственный человек, который ей приносит радость в доме, - ее сын Серёжа, к которому она очень привязана. Она часто думает о Вронском и видится с ним на светских мероприятиях, где Алексей пытается заслужить ее любовь. Частые разговоры пары привлекают внимание общества, и слухи доходят до мужа Анны - Алексея Каренина, уважаемого чиновника.
Левин в это время занимается сельским хозяйством, общается с рабочими и размышляет над смыслом жизни. Трудолюбивый Константин планирует постройку новых зданий для совместной работы с бывшими крепостными. Помимо этого, Левин мечтает о браке и семейной жизни.
Вскоре между Анной и Вронским завязывается роман, и женщина беременеет. Каренин подозревает Анну в измене и пытается образумить жену: ему не нравится, как поговаривают об Анне в обществе. В измене Анна признается после скачек на лошадях, где участвовал Вронский. Каренин ставит ультиматум: либо Анна сохраняет брак и не позорит их семью, либо лишается общения с сыном. Анна не может позволить себе оборвать общение с Вронским из-за сильных чувств.
Роды проходят тяжело. В бреду Анна благодарит мужа и просит у него прощения, Каренин испытывает радость и облегчение. Вронского Анна отвергает (все в том же бреду), и граф пытается застрелиться, но его спасают.
Придя в себя, Анна замечает заботу мужа о новорожденной дочери; женщина умиляется его отношением к чужому ребенку, но не может справиться с ненавистью к Каренину. После выздоровления Анна вместе с Вронским и дочерью уезжают за границу. Несмотря на разлуку с сыном, женщина испытывает счастье, а Вронский начинает скучать по прошлой жизни холостого весельчака.
Левин приезжает к Облонским, где встречает Китти и понимает, что девушка любит его. Константин делает Китти предложение и получает заветное согласие.
Вернувшись в Петербург, Анна чувствует осуждение со стороны общества, что приносит ей душевные страдания. В разлуке с сыном она обвиняет Вронского.
Левин женится на Китти и получает известия о тяжело больном брате – Николае, к которому он должен уехать. Китти едет с ним. В поездке Левин понимает, что его любовь к жене растет с каждым днем. Китти объявляет о своей беременности, а Николай умирает в окружении родных.
Анна живет в поместье у Вронского, куда приезжает Долли. Каренина выглядит чужой в глазах Облонской из-за изменений в поведении. Между Вронским и Карениной отношения все больше ухудшаются из-за ревности Анны. Алексей не видит в ней ту женщину, в которую влюбился, а Анна становится буквально одержима им.
С каждым днем ситуация усугубляется. Анна обвиняет в своем положении Вронского и чувствует, как его любовь к ней утихает. Вронский уезжает навестить мать. Анна хочет наказать Вронского за свои чувства и бросается под поезд.
После родов Китти Левин вновь задается вопросами о смысле жизни. Супружеская жизнь представлялась ему иначе, и к Константину закрадываются мысли о самоубийстве. Вронский после смерти Анны чувствует себя разбитым и уезжает воевать в Сербию, отдав дочь на воспитание Каренину. Левину все-таки удается обрести душевный покой.
Скрытый смысл:
Замужняя женщина влюбляется в молодого офицера и прыгает под поезд,а главы с Левиным ты, скорее всего, пролистал. Но и здесь не все так просто.
Буллинг со стороны общества.
Роман не о распавшемся браке, а об обществе, которое может довести человека до отчаянного шага. Замужняя Анна встречает Алексея Вронского и влюбляется; с ним она чувствует себя счастливой. Согласись, в жизни всякое бывает. Но высшее общество не принимает разводов, оно осуждает Анну за желание быть с любимым человеком. Бывшие друзья показывают пальцем, а муж манипулирует разлукой с сыном.
Но судьи кто? Воспитанные, на вид, люди, имеющие высокий статус, не скрывают свое отношение к главной героине. Ей было не к кому обратиться, ведь никто ее не понимал. Презрение людей и ощущение одиночества толкает Анну на самоубийство. Высший свет наказал женщину, которая всего лишь хотела любви.
Смысл жизни.
«Жизнь — это не вопрос, на который нужно ответить, а тайна, которую нужно пережить»
Помимо идеи буллинга со стороны общества, Толстой писал о тяжелом поиске себя. Анна искала себя через отношения, ей не приносила удовольствия старая жизнь с мужем. Левин искал себя через труд, а потом пытался привыкнуть к семейной жизни. Параллель глав Анны и Константина не случайна — каждый герой пытался прочувствовать настоящую жизнь.
Проблематика семейной жизни.
“Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.”
Облонские.
С браком Облонских нас знакомят измены Стивы. Измена с гувернанткой — не просто ошибка, а признак глубокой проблемы в отношениях. Облонский идет на поводу у своих эмоций, не думая об ответственности за семью. Долли задается вопросом: «Прощать или не прощать?», что тоже приносит ей страдания. Брак Облонских — это пример браков с красивой картинкой в высшем свете, который таит в себе серьезные проблемы.
Левин и Китти.
Брак Левина и Китти отличается от остальных, тяжелых отношений. Кажется, что в нем все просто, но между влюбленными также возникают трудности.
Настроение и поведение Константина, вечно размышляющего о смысле жизни, вызывают у Китти тревогу и неуверенность. Несмотря на большую любовь к Щербацкой, Левин с трудом привыкает к жизни с ней после долгого одиночества. После рождения ребенка девушка отдаляется от мужа и полностью погружается в материнство, что отталкивает Константина. Только со временем он осознает важность материнства.
Брак Левина и Китти – это настоящая картина, показывающая, с каким трудом люди строят отношения после конфетно-букетного периода.
Каренины.
В браке Карениных нет любви. Анна вышла замуж за Алексея по расчету, а Алексей ценит брак просто потому, что он человек старых принципов.
Для Алексея важно сохранить лицо и красивую картинку перед обществом, для Анны важна душевная близость и общение, которых нет.
Брак Алексей предлагает сохранить Анне ради приличия, а не из чувства любви. Их супружество основано на общепринятых правилах, без поддержки и взаимопонимания, что и приводит к печальному концу.
Вронский и Каренина.
Вронский для Анны стал глотком свежего воздуха. Она вырвалась из привычных, холодных отношений. Для Алексея эти отношения в начале не воспринимались так серьезно, но в дальнейшем он все же влюбился в Анну.
Давление общества оказывало влияние на пару: Анна стала одинокой, полностью посвятив себя Вронскому, а Вронскому не хватало привычного образа жизни с его ощущениями. В итоге это приводит к ревности Анны и постепенному охлаждению чувств Алексея.
Интересный факт: изначально Толстой писал о последствиях, связанных с неверностью, но настолько влюбился в Анну, что поменял основной посыл. Трагическая концовка основана на реальной истории соседей Л.Н. Толстого.
Вопрос от Макса: какие персонажи поменяли свое отношение к Анне?
Мертвые души” (Н.В Гоголь)
Если бы мы знали, что это такое, но мы не знаем, что это такое.
Вспомни персонажей:
Павел Чичиков — бывший чиновник, опытный мошенник.
Манилов — помещик, бывший офицер, мечтательный и скромный человек.
Василий Фёдорович Ноздрев — помещик, вдовец, пьяница и азартный игрок.
Михаил Семёнович Собакевич — богатый помещик, неуклюжий и грубоватый мужчина.
Степан Плюшкин — пожилой помещик, неряшливый и жадный.
Андрей Тентетников — помещик, мечтательный и ленивый, разочарованный в жизни.
Настасья Петровна Коробочка — пожилая вдова, помещица, любит жаловаться, имение держит в чистоте и порядке.
Понятный пересказ для тех, кто подзабыл сюжет:
Павел Чичиков приезжает в город NN и придумывает гениальный план, с помощью которого планирует обогатиться: скупить мертвые души у местных помещиков и заложить государству. За каждую душу он планирует получить 220 рублей.
Сначала он отправляется к помещику Манилову, скромному мечтателю, чье имение находится в беспорядке. Чичиков предлагает избавить Манилова от хлопот, выкупив умерших крестьян, которые все еще числятся по документам. Удивленный Манилов соглашается и на радостях дарит крестьян. Довольный, Чичиков уезжает к Коробочке.
Настасья Петровна Коробочка - пожилая помещица. Хозяйство держит в чистоте. Коробочка долго не понимает смысла в предложении Чичикова скупить мертвых крестьян и предлагает ему купить мед и пеньку (твердое волокно, используют для изготовления канатов и веревок). Чичиков уговаривает продать мертвые души, обещая все это купить позже, и уезжает.
По дороге Чичиков заезжает в трактир, где встречает помещика Ноздрева и уезжает вместе с ним в его имение. Ноздрев отказывается продавать мертвые души, заподозрив Чичикова в обмане, но предлагает ему сыграть на них в карты. Чичиков отказывается и предлагает сыграть в шашки. Играли оба нечестно. Во время игры Ноздрева отвлек исправник (глава полиции) и сообщает, что тот находится под следствием за избиение. Воспользовавшись моментом, Чичиков ускользает из имения.
После Ноздрева Чичиков едет к богатому помещику Михаилу Собакевичу. Собакевич сам предлагает продать Чичикову мертвые души, но набивает им цену, расхваливая умерших работников. В этот раз обманутым остается Чичиков, которому не нравится заключенная сделка. Собакевич упоминает соседа Плюшкина, у которого крестьяне “дохнут, как мухи”, и Чичиков направляется к нему.
Приехав в деревню к Плюшкину, Чичиков поражается хозяину. Неряшливый на вид, Плюшкин выглядит как попрошайка на улице. От жадности он быстро соглашается на сделку и продает Чичикову 78 душ.
Радостный Чичиков едет в местный суд для заверения документов, где ему намекают на взятку для быстрой процедуры. На помощь приходит Собакевич, пользующийся своим авторитетом. Собакевич убеждает служащих в том, что крепостные живые, а Чичиков объясняет свой план переселением крестьян в Херсонскую губернию.
Позже у губернатора проходит бал, где все присутствующие, особенно дамы, восхищаются Чичиковым и задаются вопросом: смогут ли обжиться крестьяне на новых землях? Атмосферу портит приехавший Ноздрев, который заявляет, что приобретенные крестьяне — всего лишь мертвые души. Никто не верит пьянице, но Чичиков уезжает в гостиницу.
Утром в город приезжает Коробочка, интересующаяся нынешними ценами за мертвые души. Сплетни о Чичикове расходятся по всему городу. Местные женщины решают, что Чичиков хочет украсть губернаторскую дочку, которая понравилась ему на бале. Мужчины же уверены в мошенничестве Чичикова. В итоге чиновники собираются на совещание, чтобы решить, как поступить с разбойником. Испуганный аферист покидает город.
В конце первого тома читатель узнает о прошлом Чичикова. Родился аферист в небогатой дворянской семье, а после поступления в город жил по наставлению отца: дружить с богатыми, прислуживаться начальству и “копить копейку”. После этих слов Чичиков несколько раз пытался заработать на мошеннических схемах. После неудачной попытки в городе NN он все же смог разбогатеть.
Аферист приезжает к помещику-бездельнику Андрею Тентетникову, которого уговаривает приютить себя на некоторое время. Тентетников мечтателен, как Манилов, и с интересом говорит о женитьбе, что сразу подмечает Чичиков. Оказывается, помещик влюблен в дочь полковника Кошкарёва, проживающего по соседству, с которым Андрей Иванович был в ссоре.
Чичиков отправляется к генералу и примиряет соседей, параллельно получив мертвые души. Тентетников делает предложение генеральской дочке. После примирения Чичиков отправляется в разъезды по родственникам генерала, чтобы оповестить их о скорой свадьбе. По пути он знакомится с другими помещиками, скупает мертвые души и покупает поместье.
Вскоре, богатый Чичиков, проживающий уже в городе Тьфуславле, затевает еще одну схему – подделку завещания богатой старушки. Но правда вскрывается, когда обнаруживается более ранний вариант завещания.
Скрытый смысл:
Ожидал интересный хоррор, а получил поэму о скучных сделках чиновника Чичикова на 352 страницы. Что же спрятал Н.В. Гоголь в своем произведении?
В поэме автор высмеивает российское общество, критикуя его за коррупцию и социальное неравенство. Все персонажи стремятся к прибыли любой ценой. Каждый помещик недобросовестно исполняет свои обязанности, не думая о своих крестьянах вовсе, ведь они лишь способ нажиться. Жадность, жестокость, лень и другие пороки олицетворяют каждого героя. Может, мертвые души — не только умершие крестьяне, но и потерявшие свою человечность помещики? Давай разберемся, что не так с каждым. Скажу по секрету: стоит обратить внимание и на говорящие фамилии.
“Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки. И не раз не только широкая страсть, но ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому разрасталась в рожденном на лучшие подвиги, заставляла его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое. “
Манилов (“манящий”).
Человек слащавой внешности: все в нем кажется идеальным — от белокурых волос до правильной осанки. Мужчина живет в достатке, но не использует деньги с пользой: не развивается сам и не улучшает жизнь своим крестьянам. Он любит поболтать и пофантазировать, но мечты так и остаются мечтами.
Ноздрев (“вынюхивает” сплетни).
Одинокий молодой мужчина. Есть двое детей, которыми он не занимается. Любит вкусно поесть и много выпить. Скандален и эмоционален, любит “подгадить ближнему”. Персонаж не стесняется делиться с Чичиковым своими подлыми достижениями и рассказывает о том, как он врал людям, дрался и срывал свадьбы.
Коробочка (значение этой фамилии тебе нужно угадать самому).
Пожилая женщина не очень богата, но и не бедна. Несмотря на отсутствие проблем, она находит много поводов пожаловаться на жизнь. Очень упряма и подозрительна.
Собакевич (помещик очень неуклюжий и грубый, поэтому автор намекает на животное происхождение).
Богатый Собакевич владеет большой деревней. Мужчина практичен и понимает, что от крестьян зависит состояние его имения, поэтому портить с ними отношения нельзя. О людях отзывается плохо: в каждом найдет недостаток. Прямолинейность часто граничит с грубостью. Не признает личного развития.
Плюшкин (используется в переносном смысле, где “плюшка” оказывается черствым от жадности “сухарем”).
Очень жадный и мелочный старик, из-за чего выглядит нищим. Большое хозяйство пустил на самотек, но старательно не замечает этого. Жадность помещика губит и крестьян, которые часто умирают от голода. Накапливает бесполезные вещи, превращая дом в свалку (отсюда выражение "как Плюшкин").
Интересный факт: “Мертвые души” создавались на протяжении 17 лет, а идею Гоголю подсказал Пушкин.
Вопрос от Макса: догадайся, какое значение имеет фамилия Коробочка и как она может описать персонажа?
Преступление и наказание” (Ф.М. Достоевский)
Оплата у психолога все-таки не прошла.
Вспомни персонажей:
Родион Романович Раскольников — бывший студент юридического факультета Петербургского университета.
Соня Мармеладова — дочь чиновника Мармеладова.
Алёна Ивановна — 60-летняя старуха-процентщица (женщина, дающая деньги взаймы под проценты), вдова.
Семён Захарович Мармеладов — 50-летний бывший чиновник, пьяница.
Пульхерия Александровна — мать Раскольникова.
Дуня Раскольникова — младшая сестра Раскольникова.
Пётр Петрович Лужин — надворный советник, около 45 лет.
Дмитрий Прокофьевич Разумихин — молодой человек, студент, друг Раскольникова.
Аркадий Иванович Свидригайлов — помещик, около 50 лет.
Лизавета Ивановна — сестра старухи-процентщицы.
Зосимов — друг Разумихина, доктор.
Понятный пересказ для тех, кто подзабыл сюжет:
Раскольников находится в трудном денежном положении: он не ел второй день и должен большую сумму денег хозяйке квартиры. В голову Родиона засело странное убеждение: он считает, что люди делятся на два вида – “обыкновенных” и “необыкновенных”. “Обыкновенные” созданы для того, чтобы жить свою обычную жизнь и подчиняться, а особенные могут совершать даже преступления, если оно “во благо”. Он себя относит к ряду “необыкновенных” и готовится совершить убийство старой процентщицы. Чтобы разведать обстановку, он закладывает старухе часы, после чего отправляется в местный кабак.
В кабаке Раскольников встречает Мармеладова, который рассказывает главному герою историю своей семьи. Живут Мармеладовы в нищете, жена болеет, а дочь работает проституткой. Сочувствуя Семену Захаровичу, Раскольников провожает его до дома и отдает все свои деньги.
Вернувшись домой, он читает письмо матери, в котором узнает о браке младшей сестры с богатым мужчиной Лужиным. Разозлившись на жизнь, в которой сестра вынуждена вступать в брак по расчету, Раскольников отправляется на убийство старухи, чьи деньги должны помочь разобраться с ситуацией.
Убив Алену Ивановну, Раскольников убивает и ее сестру из “чистой случайности”, так как та не вовремя вернулась домой. Собрав первые попавшиеся на глаза драгоценности, он возвращается домой.
После убийства Раскольников заболевает лихорадкой, которая усиливает его начавшуюся паранойю. В убийстве старухи подозревают маляра. Позже, в трактире, Родион почти признается в совершенном преступлении письмоводителю, работающему в полиции. Затем идет сдаваться в полицейский участок, но видит сбитого экипажем Мармеладова и, испытав шок, возвращается домой. Соня Мармеладова приглашает Раскольникова на похороны.
Родион вместе с Разумихиным отправляются к следователю Порфирию Петровичу, чтобы узнать, как вернуть заложенные вещи у процентщицы. Следователь упоминает статью Родиона о двух видах людей. Паранойя Раскольникова обостряется, и он думает, что Порфирий Петрович подозревает его в убийстве.
Дуня разрывает помолвку с Лужиным из-за ссоры. Раскольников обещает сообщить Соне Мармеладовой имя убийцы при следующей встрече; этот разговор подслушивает Свидригайлов. Терпение Раскольникова заканчивается, и он идет к Порфирию Петровичу, чтобы тот решил: арестовать парня или отпустить. Следователь сообщает, что подозрений насчет Раскольникова нет, после чего в кабинет забегает подозреваемый маляр и признается в преступлении. Раскольников решает спокойно жить дальше.
На поминках Мармеладова Лужин подсовывает Соне в карман сто рублей и обвиняет в воровстве, но обман раскрывается, и Лужин уезжает. Раскольников признается Соне в убийстве, пытаясь себя оправдать. Соня жалеет Родиона и советует ему сдаться полиции.
Порфирий Петрович навещает Раскольникова и в ходе разговора обвиняет его в убийстве. Раскольников признается в преступлении. Его отправляют на каторгу в Сибирь и сокращают срок заключения из-за психического расстройства. Соня едет за ним. Мать Раскольникова умирает из-за болезни, а Дуня выходит замуж за Разумихина. Позже заболевает и сам Раскольников.
В больнице Раскольникова навещает Соня, и тот понимает, что девушка бросила все ради него. Их любовь пробуждает желание жить у обоих.
Скрытый смысл:
Бедный студент решается на убийство старухи-процентщицы из, как ему кажется, лучших побуждений. Потом ты закрыл книгу и упустил самое важное.
Теория “сверхчеловека”.
После преступления Раскольников долго оправдывает себя, ведь он великий человек, совершивший "великое" дело. Главный герой убежден, что он относится к ряду особенных людей и может переступать рамки закона и морали. Такая теория была популярна в то время.
"Тварь ли я дрожащая или право имею?"
Сверхчеловек — это человек, который находится выше всех привычных для нас с тобой норм. Он может совершить что угодно, если считает, что это поможет миру. Он будто возвышается над естественной природой человека (кто, по мнению Раскольникова, и есть “дрожащая тварь”) и становится творцом.
В своем знаменитом вопросе Раскольников пытается понять, относится ли он к этому “высшему” виду людей. Достоевский же опровергает эту теорию и критикует своего главного героя, наказывая его ужасными муками совести. Он будто говорит: “Закон для всех един, ты не можешь быть сверхчеловеком, причиняя вред людям”. Родион не встал выше общества, а еще глубже упал в яму.
Настоящий сверхчеловек в “Преступлении и наказании” — не тот, кто совершает преступление и решает, кому жить, а тот, кто способен на любовь, сочувствие и жертвенность.
Искупление- часть жизненного пути.
На протяжении всего романа убийца испытывает угрызения совести. Он носит тяжкий груз, с которым не может спокойно жить, как бы ни старался. Но даже в таком страшном моменте Достоевский показывает, как человек может измениться и обрести покой, признав свою вину.
Социальная критика.
«Бедность не порок, это истина... Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с».
Автор показывает, как нищета влияет на жизни людей и способна отнять у них достоинство и человечность.
Соня Мармеладова прибегает к унизительному заработку, чтобы обеспечить семью, а голодного Раскольникова нищета подталкивает совершить ужасное преступление, чтобы решить свои проблемы.
Интересный факт: изначально планировалась концовка, где Раскольников совершает самоубийство.
Вопрос от Макса: кто, по-твоему, подходит больше всех под описание настоящего “сверхчеловека” (не преступника) ?
На этом все. Читай больше литературы и обращай внимание на детали: диалоги, имена и описания могут говорить за персонажей больше, чем ты думаешь. Пытайся разбираться в книгах, а не закрывать их на первых страницах, ведь их писали такие же люди, как и ты, со своими идеями и мнениями. А если потребуется помощь — обращайся ко мне. Я помогу тебе разобраться не только в литературе, но и в других школьных предметах.
Литература